|
гэ противоположный |
ань берег |
гуань наблюдать |
хо огонь |
Наблюдать за пожаром на противоположном берегу, якобы не имея к нему
отношения.
Якобы безучастно наблюдать за тем, как противник оказался в
кризисной ситуации, в тяжелом положении.
Бездействие: никакой помощи, никакого
спешного вмешательства или преждевременного действия, пока тенденции не
разовьются в твою пользу, и лишь тогда можно действовать и пожинать плоды.
Стратагема невмешательства.
Стратагема выжидания, задержки.
Другая формулировка Стратагемы № 9.
Сидя на горе, наблюдать за борьбой тигров
цзо сидеть |
шань гора |
гуань наблюдать |
ху тигр |
доу битва |
Малявин, перевод трактата "Сань ши лю цзи"
Пусть стане врага назревает разлад и растет неотступно
смута.
Нужно держаться от этого вдалеке и ждать, когда наступит крах.
Взаимные распри и взгляды, полные ненависти,
Верный знак того, что враг сам себя погубит.
Толкование
Когда дух разлада воцарился во
вражеском стане,
Легкого нажима достаточно для того, чтобы повергнуть
врага.
Отойти назад и держаться в стороне — значит дать смуте
разрастись самой.
Смысл стратагемы по "КНИГЕ ПЕРЕМЕН"
"Претворяй следование, чтобы придти к деянию".
Эта фраза взята взята из комментария к гексаграмме № 16 Юй
"Вольность", которая означает: "Благоприятно воздействие князей и
движение войск".
Внизу - триграмма Кунь
"Земля" (покой, потенция, мягкость), вверху - триграмма
Чжень
"Гром".
Гексаграмма Юй (сильный первичный импульс, распространение без
усилий). Земля как предел покоя, не будучи способной к самостоятельным
действиям, приуготавливает сильный импульс, который распространяется
совершенно вольно, не зная преград. Свободное самораскрытие проистекает из
уединения и сокрытости. Главным качеством мудрого и здесь предстает
терпение и настойчивость. Иньские черты здесь обозначают деятельную
пассивность мудрого, умеющего выжидать "благоприятный момент для
возведения князей" и не принимающего суетных действий. Единственная
янская черта организует вокруг себя все пять иньских черт.
В воинском искусстве Китая эта гексаграмма, как считалась, обозначала
принцип "атаки посредством огня".
Примеры Харро
фон Зенгера
"Наблюдать за огнем с противоположного берега" вызывает в воображении сцену из знаменитого романа
«Троецарствие»: Лю Бэй, впоследствии основатель одного из трех царств, и его
советник Чжугэ Лян наблюдают с горы Фанькоу за озаренной пожаром битвой у
Красных стен.
1
Победители-наблюдатели
В 208 г. н.э.
Чжугэ Ляну удалось заполучить в коалицию против Цао Цао, властителя Северного
Китая, располагавшего более чем 200.000-ным войском, Сунь Цюаня, правителя У.
Цао Цао расположился лагерем на северном берегу Янцзы, уский военачальник Чжоу
Юй (175 — 210) со своей армией — на южном. В том месте вздымалась высокая
гора. Там, где она отходила от берега, на ней были вырублены два иероглифа:
«Красные стены». Отсюда битва между Чжоу Юем и Цао Цао получила название
«Битва у Красных стен».
Чжоу Юю удалось
хитростью склонить неопытного в сражениях на воде Цао Цао последовательно
сцепить свои корабли для переправы через Янцзы. Таким образом пехота Цао Цао
должна была пересечь реку, как посуху. Чжоу Юй же рассчитывал с помощью
юго-восточного ветра сжечь весь флот Цао Цао, скрепленный вместе.
Непосредственно
перед началом битвы Чжугэ Лян, который и сопровождал Чжоу Юя в походе, и
давал ему советы, вернулся к своему господину Лю Бэю, с которым направился на
гору Фанькоу, чтобы оттуда наблюдать за пожаром и битвой на другом берегу.
Таким образом, Лю Бэй оказался в
выгодном положении, из которого мог, во-первых, рассматривать бой своего
союзника Сунь Цюаня со своим заклятым врагом Цао Цао издали и, во-вторых,
для собственного усиления воспользоваться победой Сунь Цюаня.
Ни в одной из
вышедших в КНР, Гонконге и Тайване книг о стратагемах не приводится примера о
Стратагеме № 9, в котором действительно шла бы речь о пожаре на
противоположном берегу. Приведенная сцена из «Троецарствия» в этой связи в
китайской литературе о стратагемах не упоминается.
Краткая
формулировка стратагемы легко поддается толкованию. «Огонь» символизирует
кризисную ситуацию, «другой берег» выступает для обозначения попавшей в
кризисную ситуацию противной стороны, а «наблюдение» относится к третьему
лицу, которое по виду не участвует в кризисе, но собирается извлечь из него
выгоду. Поэтому неудивительно, что в процессе многократного применения
Стратагемы № 9 образные выражения в краткой формулировке совершенно скрылись
за абстрактным смыслом и перестали ощущаться как ссылка на «Троецарствие».
2
Бегство в смерть
Юань Шан и Юань
Си были единственными оставшимися в живых сыновьями Юань Шао (ум. 202 н.э.),
бывшего при жизни соперником Цао Цао. Будучи преследуемы Цао Цао, братья
решили с несколькими тысячами человек бежать в Ляодун (Южная Маньчжурия), хотя
правитель Ляодуна Гунсунь Кан был противником их отца. Отец неоднократно
пытался захватить Ляодун, но, поскольку Ляодун находился далеко от театра
сражений между Цао Цао и Юань Шао, Гунсунь Кан не сражался также и на стороне
Цао Цао. Поэтому братья надеялись найти у Гунсунь Кана убежище. Они
рассчитывали, если подвернется случай, его убить, чтобы затем из Ляодуна
покончить с Цао Цао. Последний в это время был близок к тому, чтобы
установить свое господство над Северным Китаем.
Что было
естественнее для Цао Цао, чем преследовать этих опасных братьев во время их
бегства в Ляодун? Но Цао Цао прислушался к совету своего доверенного лица Го
Цзя (170 — 207), согласно которому Гунсунь Кана и братьев лучше всего было
оставить в покое. Тогда вскоре Гунсунь Кан убьет их. И действительно, довольно
скоро Гунсунь Кан передал головы обоих братьев Цао Цао.
Военачальники Цао Цао
спросили его: «Каким образом
произошло устранение братьев?» Согласно древнейшему «Трактату о 36
стратагемах», Цао Цао объяснил происшедшее так: «С одной стороны, Гунсунь Кан
опасался стремления братьев к захватам. То, что они скрывались в Ляодуне,
должно было пробудить в нем подозрение. С другой стороны, Гунсунь Кан опасался
моего нападения на Ляодун. Если бы я стал преследовать братьев по пятам, то
Гунсунь Кан объединился бы с ними против меня. Но я отпустил поводья и
отказался от похода на Ляодун. Моя пассивность привела к тому, что Гунсунь Кан
и братья схватились друг с другом».
Так Цао Цао
устранил двух своих врагов тем, что, ввиду смертельного антагонизма между ними
и Гунсунь Каном, взял на себя роль наблюдателя.
3
Взятие Чанчуня в 1948 г.
Во время гражданской войны в Китае (1945 — 1949) в июне 1948 г. Красная
армия начала осаду Чанчуня (ныне столица провинции Цзилинь). Город,
оборудованный мощными укреплениями, обороняло около 100.000 солдат
гоминьдановских войск Чан Кайши. Однако съестные припасы в Чанчуне подходили к
концу. Наконец начались вооруженные столкновения среди гоминьдановских солдат
за продовольствие, которое доставлялось только по воздуху.
Красная армия не снимала осаду, но и не пыталась напасть на город. Таким
образом она позволяла «созреть» внутренним, раздиравшим противника
«противоречиям». «Противоречия» в КНР — обычное обозначение для оппозиции,
разлада, ссор и трудностей любого порядка.
Преждевременное военное нападение на Чанчунь объединило бы
гоминьдановские войска и задушило бы в корне их противоречия. В это время
пришло известие о больших успехах Красной армии в Цзиньчжоу. Под военным и
политическим давлением Красной армии Цзэн Цзэшэн, командующий юньнаньскими
войсками Чанчуньского гарнизона, отказался выполнять приказ Чан Кайши о
прорыве окружения Чанчуня. 17 октября 1948 г. части Цзэн Цзэшэна
взбунтовались. За этим последовала капитуляция остальных гоминьдановских войск
в Чанчуне.
Не пролив ни единой капли крови и без единой военной акции (согласно
пекинской книге о стратагемах), Красная армия овладела Чанчунем.
4
Наблюдать скрестивши руки
В органе китайского комсомола «Чжунго циннянь бао» («Китайская
молодежная газета») от 18 апреля 1981 г, Чжу Цзяньго во внешнеполитическом
разделе, анализируя реакцию Советского Союза на ирано-иракскую войну,
приходит к выводу, что Советский Союз удовлетворится тем, что будет «наблюдать
пожар с противоположного берега».
Здесь краткая формулировка приведена не в
качестве стратагемы, а лишь для описания предположительного поведения
Советского Союза ввиду ирано-иракского конфликта. Если бы Советский Союз
открыто поддержал Ирак, то, скорее всего, он этим подтолкнул бы Иран в объятия
США. Если же, напротив, Советский Союз поддержал бы Иран, то должен был бы
ожидать вражды со стороны большинства арабских государств. Поэтому Советский
Союз мог только «наблюдать за пожаром на противоположном берегу», но не
«таскать никаких каштанов из огня».
Подобным же образом, так сказать, нестратагемно, ту же краткую формулу применил Лу Синь (1881 — 1936), один из
самых признанных в КНР китайских писателей XX столетия. В докладе от
21.12.1927 г. он сказал, что китайская литература и искусство раньше
«наблюдали за огнем с противоположного берега», то есть служили в основном для
времяпрепровождения и удовольствия и не касались
волнующих каждого жизненно важных вопросов.
В интервью издателю «Театра»,
приложения к шанхайской газете «Чжунхуа», 14 ноября 1934 г. он отмечает, что
приписывание разоблачительных историй к каким-нибудь действительно
существующим местностям приводит лишь к тому, что читатели из этих местностей
в порыве местного патриотизма обращают свою ненависть на автора, а читатели из
других местностей безучастно «наблюдают за пожаром с противоположного берега»
(то есть за ссорой упомянутой местности с писателем), не принимая саму историю
и ее мораль близко к сердцу. Чтобы иметь своим адресатом возможно большее
число читателей, Лу Синь поэтому лишь в некоторых своих рассказах указывал
место действия.
В КНР
критиковалось также «наблюдение за пожаром с противоположного берега» в
смысле поверхностного, проведенного не на месте события, анализа проблемы —
например, в появившемся в 1983 г. в провинции Цзилинь 5-м издании «Философских
принципов марксизма».
В другой связи «наблюдение за пожаром с противоположного
берега» бичуется как выражение чисто эгоистического стремления оставаться вне
любого события, которое непосредственно тебя не касается, и не пытаться
применить свои знания и умения на пользу человечества. Эта самовлюбленная
позиция часто обозначается также выражением Фэн Мыньлуна (1574 — 164 б):
«Каждый отгребает снег только от собственной двери и не заботится о льде на
крыше соседа».
Но как в каждом
отдельном случае отличить действительно равнодушного наблюдателя от
притворяющегося равнодушным? Так, в романе «Троецарствие» Лу Су, советник
Чжоу Юя, перед походом на Цао Цао спрашивает Чжугэ Ляна, почему тот в полном
бездействии со скрещенными на груди руками наблюдал, как верного Хуан Гая
наказали пятьюдесятью ударами и тяжко поранили.
Чжугэ Лян,
улыбаясь, ответил: «Вы огорчаете меня. Разве вы не заметили, что эта сцена
избиения была не чем иным, как проведенной по предварительному договору между
всеми участниками стратагемой для обмана Цао Цао? Как же я мог бы в нее
вмешаться?»
5
Сидя на
горе, наблюдать за борьбой тигров
Эта формулировка Стратагемы № 9 восходит к описанию события из времен циньского царя Хоя
(337 — 311 до н.э.) в «Исторических записках» Сыма Цяня.
Государства
Хань и Вэй воевали друг с другом. Царь Хой из Цинь хотел также вступить в
войну и стал советоваться об этом намерении со своими министрами. Одни
одобрили его план, другие отклонили. Царь был в нерешительности. Наконец он
обратился к Чэнь Чжэню. Тот после долгого раздумья сказал: «Знаете ли вы
историю о том, как Бянь Чжуанцзы охотился на тигра? Однажды Бянь Чжуанцзы
увидел двух тигров, которые пожирали бычью тушу. Он уже вытащил из ножен свой
меч и хотел напасть на тигров, но тут его спутник, Гуань Чжуцзы, схватил его
за руку и сказал: "Эти два тигра еще только начали есть. Погоди, пока алчность
пробудится в них по-настоящему. Тогда они обязательно нападут друг на друга.
Большой тигр, конечно, загрызет маленького, но и сам будет ранен в битве.
Дождись этого момента, и ты сможешь без особого труда уложить двух тигров". Бянь Чжуанцзы
последовал этому совету, спрятался за камнем и стал наблюдать за тиграми.
Через некоторое время они действительно подрались. Маленький тигр был убит,
большой ранен. Теперь Бянь Чжуанцзы выскочил из-за камня, обнажил меч и
прикончил раненого тигра. Так он без труда добыл двух тигров.
Теперь
сражаются государства Хань и Вэй. Война длится уже целый год. Вступать в нее
бесполезно. В конце концов могучее государство Вэй покорит маленькое Хань, но
и само жестоко пострадает в войне. Тогда вам и надо будет воспользоваться
обстоятельствами и таким образом присоединить оба государства к вашему».
И
действительно, так и случилось.
Мао Цзэдун
неоднократно обосновывал внутри — и внешнеполитические события с помощью этой
краткой формулировки Стратагемы № 9. Так, 30 июня 1939 г. Мао обвинил
зарубежные круги в том, что «они
попустительствуют агрессии Японии против Китая, а сами "следят с горы за
борьбой тигров", дожидаясь благоприятного момента, чтобы устроить так
называемую Тихоокеанскую конференцию по мирному урегулированию и оказаться в
выгодном положении "третьего радующегося"»
11 марта 1940
г. Мао в статье «Актуальные проблемы тактики в антияпонском объединенном
фронте» утверждал, что США опять же проводят политику «сидя на горе,
наблюдать за битвой тигров».
24 апреля 1945
г. Мао обвинил гоминьдановское правительство Чан Кайши в пассивном ведении
войны против Японии, это «перевалило всю
тяжесть войны на фронт освобожденных областей — районов, принадлежащих
Коммунистической партии Китая, — и облегчило японским захватчикам проведение
широко задуманных наступательных планов против Освобожденных районов, в то
время как сами гоминьдановцы, сидя на горе, наблюдают за битвой тигров».
Относительно
европейского театра военных действий 1 сентября 1939 г. Мао заметил: «В последние
годы международная реакционная буржуазия, и прежде всего реакционная буржуазия
Англии и Франции, неизменно проводила по отношению к германской, итальянской и
японской фашистской агрессии реакционную политику так называемого
"невмешательства". Эту политику она проводила с той целью, чтобы,
попустительствуя агрессивной войне, извлекать из нее выгоды для себя. Поэтому
Англия и Франция категорически отвергали неоднократные предложения СССР об
организации подлинного фронта борьбы против агрессии, заняли позицию
"невмешательства" и, попустительствуя германской, итальянской и японской
агрессии, ограничивались ролью сторонних наблюдателей. Они ставили себе целью
дать воюющим сторонам истощить друг друга, чтобы потом выступить на сцену и
вмешаться... Политика "невмешательства", которую проводила международная, и
прежде всего англо-французская, реакция, — это политика "следить с горы за
борьбой тигров", это в чистейшем виде империалистическая политика поживы на
чужой счет».
28 сентября
1939 г. Мао сообщил: «Правительства
Англии, США и Франции вовсе не имели искреннего намерения предотвратить войну,
— напротив, они способствовали ее возникновению. Своим отказом от соглашения
с Советским Союзом, отказом от заключения с ним действенного соглашения о
взаимной помощи на основах равноправия и взаимности они показали, что хотели
не мира, а войны. Общеизвестно, что в нынешней международной обстановке
отвергнуть Советский Союз — значит отвергнуть мир. Это известно даже такому
представителю английской буржуазии, как Ллойд Джордж.
В этой обстановке Германия выразила готовность прекратить антисоветские действия,
отказаться от "антикоминтерновского пакта" и признать неприкосновенность
советских границ; вот тогда-то между СССР и Германией и был заключен договор о
ненападении.
Англия, США и Франция рассчитывали толкнуть Германию на войну с
Советским Союзом, а сами хотели "следить с горы за борьбой тигров": пусть-де
Советский Союз и Германия истощат друг друга вконец, а тогда мы выступим на
сцену и наведем порядок. Этот заговор был расстроен заключением
советско-германского договора о ненападении...
Когда речь шла об Испании, о
Китае, об Австрии и Чехословакии, эти заговорщики не только не имели ни
малейшего намерения пресечь агрессию, но, наоборот, попустительствовали
агрессии и разжигали войну, стремясь втравить других в драку, чтобы самим на
их счет поживиться. Благозвучия ради это именовалось "невмешательством", в
действительности же это означало "следить с горы за борьбой тигров"»].
В 1981 г, Чжан
Цзянь с экономического факультета Уханьского университета пошел по стопам Мао
в своем анализе советской внешнеполитической стратегии. Этот анализ был
опубликован в «Китайской молодежной газете» от 24 января 1981 г. Согласно Чжан
Цзяню, определенные западные крути исходят из ошибочного положения, что
советское вторжение в Афганистан служит в первую очередь цели блокирования
Китая. На основании этого предположения эти круги впадают в иллюзию, будто
противоречия между Китаем и Советским Союзом могут от этого обостриться и
именно Китай должен будет нести основной груз сдерживания советской
экспансионистской политики. И тогда Запад сможет, «сидя на горе, наблюдать за
битвой тигров». Согласно Чжан Цзяню, однако, нападение Советского Союза на
Афганистан может быть удовлетворительно обосновано только в рамках общей
стратегии советской мировой политики, нацеленной на достижение мировой
гегемонии.
Ядерная проблема для достижения мировой гегемонии — контроль над
Западной Европой. Для этого необходима стратегическая блокада Западной Европы.
Два направленных против Западной Европы кольца блокады Советским Союзом
протянулись от Ледовитого океана до Черного моря и от Черного моря до Тихого
океана. Афганистан, по-видимому, является пунктом пересечения обоих этих
колец и плацдармом не только для действий против Западного Китая, но также и в
направлении против арабских нефтяных государств и портов Индийского океана.
Пекинская книга о стратагемах рассуждает: «Если в лагере
противника ежедневно проявляются противоречия и внутренние трения, тогда
следует "следить с горы за борьбой тигров". В этом случае было бы неправильно
извлекать пользу из нужды другого и пытаться "использовать пожар для грабежа".
Торопливое нападение быстро заставит враждующие стороны вновь объединиться и
увеличит опасность ответного удара. Так что лучше здесь отойти в сторону и
ждать, пока противоречия между противниками не разовьются настолько, чтобы
противники вступили в схватку и покончили друг с другом».
Стратагема № 9,
таким образом, не заключается в простом ожидании. Когда приспеет время,
ожидание должно перейти в заранее подготовленные действия.
Стратагема № 9 находится под знаком ожидания, попустительства и
предусмотрительности, которые советует уже Сунь-цзы в 12-й главе своего
трактата о военном искусстве.
Перефразируя
мысль Лао-цзы, можно было бы сказать: Кажущееся
бездействие — это высшая форма действия.
6
Далеко от
красной пыли
Пекинский
языковед Лю Цзесю видит связь между словами Стратагемы № 9 и стихотворением
монаха Цянь Кана, относящимся к танской эпохе (VII — Х вв. н.э.). Это
стихотворение описывает, однако, не применение стратагемы, а отрешенность
буддийского мудреца от мира.
Там, на
другом берегу реки, в красной пыли
Суетные люди, вспыльчивые, как пламя.
Здесь, у порога кельи, лишь зеленые вершины гор
Вздымаются, прохладные, как
безмолвный лед.
«Красная пыль» — это буддийское описание
преходящего земного бытия; образ «зеленых вершин гор, прохладных, как лед»
отражает спокойствие и отрешенность отшельника.